Понятие usability (юзабилити)

pagetitle

Понятие usability (юзабилити) знакомо всем, кто занимается разработкой веб-сайтов. В данной сфере основной смысл этого понятия заключается в том, что содержимое веб-сайта должно быть «заточено» под комфортное восприятие пользователем, доступно для поиска.

Термин usability пришел с Запада, получив максимальное распространение с начала XXI века. Юзабилити касается и дизайна, и структуры, и самого содержания сайта. То есть учитывать его необходимо во всех аспектах веб-разработок. Однако очевидно, что делают это далеко не всегда.

Можно констатировать, что западная концепция usability так и не стала определяющей в нашей стране. Конечно, отдельные сайты вполне соответствуют канонам юзабилити, однако масса некачественного шлака заслоняет их и делает практически незаметными.

Более того, сегодня клиентам практически не нужны «правильные» сайты, так как каждый хочет выделиться на фоне своих конкурентов. При этом только единицы понимают, что серьезному человеку вряд ли будет интересен «необычный» сайт, впечатление от которого можно сравнить с эмоциями, которые вызывают у людей готы, панки и представители других субкультур. То есть такие личности, конечно, выделяются на общем фоне, однако большинству людей все-таки не очень нравятся.

Пример плохого сайта

Нравятся ли вам странные прохожие с тоннелями в ушах, покрытые татуировками и пирсингом? Конечно, вы замечаете, что они выделяется из толпы, но, как правило, они не вызывают бури положительных эмоций. То же самое можно сказать и о вебдизайне. Неужели вам хочется, чтобы пользователи получали подобные эмоции от вашего сайта?

Чаще всего причиной невнятных и даже невменяемых требований клиента является банальная необразованность. Вбив в голову постулат о том, что «клиент всегда прав», такой заказчик начинает требовать полного соблюдения всех своих прихотей, не задумываясь о том, что он совсем не разбирается в том, о чем говорит. И такими клиентами являются 20-25 % всех заказчиков.

Им нужно, чтобы сайт был крутым и пафосным, не таким, как у других. Эти клиенты уверены, что только они знают, как именно нужно сделать и сколько это должно стоить. Они считают свое мнение истиной в последней инстанции, загоняя разработчика в угол, и напирая на достижении именно такого результата, который они хотят. При этом им абсолютно наплевать на то, насколько полученный таким образом сайт будет выполнять стоящие перед ним задачи, и ни о каком usability, естественно, речи не идет.

На Западе часто понимают эту характерную для нашей страны тягу к бесполезным наворотам и ширпотребу буквально во всех сферах. Поэтому часто запрещают разрабатывать свой сайт сотрудникам дочерних предприятий, работающих в нашем регионе, или же настаивают на том, чтобы использовалась точная копия имеющегося иностранного сайта, переведенная на нужный язык. Представители западных компаний четко осознают, что главное – это клиент и прибыль, которую он способен принести, а вовсе не ошеломляющее впечатление, которое получит посетитель сайта.

Сущность usability – в удобстве и простоте. Сайт должен быть эргономичен, чтобы посетивший его пользователь за считанные секунды нашел всё, что ему нужно – прочитал или сохранил полезную информацию, а затем покинул сайт. Не каждый понимает, что посетитель не будет несколько часов подряд сидеть на сайте, ему достаточно одной минуты, чтобы стать клиентом. Поэтому не стоит попусту тратить его вовремя.

Заходя на сайт, потенциальный клиент не хочет любоваться анимацией и играть в игры – всё это он может сделать и в соцсетях. Как правило, он сначала вводит поисковый запрос, а затем просматривает сразу несколько сайтов в поисках необходимой информации. Как правило, решение о том, остаться на странице, или закрыть ее и перейти к другой, клиент принимает за 5-10 секунд. Если же первым впечатлением от вашего сайта станут назойливые баннеры или обилие бесполезного хлама, то, скорее всего, клиент просто закроет страницу и уйдет к конкуренту.

Взглянув на свой сайт, подумайте о возможных упрощениях. Главная цель – максимально ускорить переход пользователя к нужному разделу. При этом не стоит пренебрегать дизайном, он по-прежнему остается важным для формирования нужного зрительного впечатления. Однако дизайн – это только упаковка, тарелка для главного блюда.

Иногда usability, как правило, на Западе, доводят до абсурда. То есть делают сайт, вроде бы полностью соответствующий канонам юзабилити, но вводящий среднестатистического пользователя в некий ступор. На таком сайте могут быть размещены просто текстовые блоки, лишенные всякого графического оформления или картинок. Однако это крайность, которой нужно избегать.

Дизайн сайта должен соответствовать принципу золотой середины. Нельзя сделать внешний вид сайта таким, чтобы он нравился абсолютно всем. Восприятие зависит и от сформированных ценностей, и от личного опыта, и от многих других факторов, поэтому, каким бы хорошим ни был дизайн, некоторым он понравится, а некоторым – нет. При утверждении дизайна следует думать не о том, насколько он нравится лично вам, а о том, в какой мере он соответствует профильной сфере деятельности, не перегружает ли сайт ненужными данными, не усложняет ли навигацию.

Не стоит увлекаться различными фокус-группами и такими вещами, как отслеживание движений глаз и разного рода статистика пожеланий целевой аудитории. Бесполезно пытаться предугадать, чего хотят люди – это очевидно на примере деятельности Стива Джобса – можно следовать тенденциям, но можно и создавать спрос самостоятельно.

Иногда кажется, что маркетинговые отделы ряда компаний можно увольнять всем составом. Слишком часто главы маркетинговых отделов даже самых солидных организаций выступают с неожиданной «гениальной» идеей и предлагают изменить красивый clean-style сайт для того, чтобы поместить на первый план огромное слово «Акция», мигающее разными цветами. Мотивируют это обычно тем, что целевой аудитории слишком сложно самостоятельно искать соответствующий пункт меню.

Целевая аудитория, какой бы она ни была, просто не способна к прогнозированию. Прежде чем сформировать мнение о продукте, людям нужно осмотреть его, потрогать и понюхать. При этом среднестатистический потребитель и не задумается о том, что в представленном продукте чего-то не хватает.

Мозг человека привык принимать вещи такими, какие они есть, и довольствоваться ими, думая, что лучше некуда. Сейчас люди хотят покупать приборы, которые будут оснащены кучей кнопок, лампочек и индикаторов – и при этом неважно, что, например, за время обращения с пультом от телевизора используются 4-5 кнопок, а о назначении десятков других можно только догадываться.

Люди не хотят покупать обычные часы, им нужны 4 циферблата с несколькими стрелками, да еще и с календарем лунных фаз в придачу! Никто не покупает просто телефон, всем необходима еще и камера, диктофон, тетрис и записная книжка – и всё это непременно в одном предмете.

Потребитель требует дополнительных возможностей, даже твердо осознавая, что не будет ими пользоваться, и ему безразличны удобство и простота. Этот процесс отлично описан в книге Алана Купера «Психбольница в руках пациентов», прочитать которую настоятельно рекомендуется всем разработчикам.

Как гласит принцип бритвы Оккама, не стоит множить сущности без необходимости. Зачем усложнять то, что вполне может обойтись без нововведений? Клиенту нужна информация о сайте, контакты, каталог; особенно заинтересованным – новости; поисковикам – метаданные и сборник статей. Вот и всё, ничего лишнего не нужно.

Посетителям бизнес-сайта не нужен прогноз погоды. Пользователи заходят на сайт за информацией, а не за тем, чтобы любоваться флеш заставкой или «отбиваться» от надоедливых опросов на полмонитора.

Когда пользователь, знающий цену своего времени, видит, что администрация сайта тем или иным способом отвлекает его внимание от основной цели, он просто закрывает страницу,

чтобы перейти на сайты конкурентов. Как правило, человек хочет распоряжаться своим временем самостоятельно – конечно, он может потратить несколько часов на соцсети или компьютерные игры, но делает это по собственному желанию. Однако неожиданная музыка на сайте, необходимость регистрации или просмотра ненужного контента – это вовсе не добровольная трата времени, это принуждение, которое неприятно многим пользователям сети.

Отличный пример «правильного» сайта – ya.ru. Простота и функциональность страницы очевидны и не вызывают у пользователя никаких негативных эмоций. Всего пять символов в адресе, заметное поле ввода запроса по центру, пара необходимых ссылок по краям – вот и всё. Функционально, удобно и содержательно.

Яндекс

Не нужно думать, что usability – это какой-то свод законов. Нет строго закрепленных правил о том, что и как именно нужно делать. Есть только ряд советов, касающихся того, как сделать пребывание пользователя на сайте максимально удобным и комфортным. Следуя этим советам, можно создать эффективный бизнес-инструмент, а не очередной сайт-клоун.

И напоследок: креатив – это вовсе не вакханалия цветов и свалка. Даже простое поле на почти пустой странице может быть креативным (как, например, в приведенном выше примере Яндекса). Креатив нужно направить в полезное русло, и тогда вы останетесь в выигрыше.

/